Особенности украинских тендерных закупок

Особенности украинских тендерных закупок.Очень большой процент на рынке тендерных закупок составляют государственные закупки. В соответствии с последними изменениями в законодательстве, круг субъектов, которые могут принимать участие в тендерах по госзакупкам, значительно сузился. Кроме того, что предприятие должно быть государственным или государство должно иметь более 50% в уставном фонде компании, эти предприятия должны в той или иной форме получать господдержку из бюджета.

Критерии, ограничивающие количество потенциальных участников госзакупок, достаточно неоднозначные или дискуссионные. Всё дело в том, что толковать их можно по-разному, используя разные подходы. Так, по крайней мере, утверждают специалисты Главного научно-экспертного управления, которые высказывали свои рекомендации при принятии поправок в закон о госзакупках. Такая неоднозначность создаёт определённые трудности при практическом применении закона. К примеру, один из ограничивающих критериев указывает, что в тендерах на госзакупки могут принимать участие только предприятия, получающие прямую или косвенную поддержку из госбюджета. Но ни в одном нормативно-правовом акте Украины не содержится определения «прямой поддержки» и «косвенной поддержки». Как результат такой неопределённости любой уполномоченный чиновник может принять «то или иное» решение по госзакупкам, основываясь на своей личной точке зрения. Бесспорно, это источник злоупотреблений – лазейка для лоббистов и «непаханое поле» для коррупционеров.

Существующий закон о госзакупках регулирует не все отношения. Отдельным положением в законе определён перечень товаров, работ и услуг, закупка которых будет регулироваться иными нормативно-правовыми актами. К ним относятся: поставка, передача, распределение электроэнергии, природного и нефтяного газа, тепловой энергии, а также отопление, водоснабжение и водоотведение. Учитывая стратегический характер указанных видов хозяйственной деятельности, государство решило регулировать их отдельно и более тщательно, чтобы исключить коррупционные явления. Кроме этого беспокойство вызвало некоторое противоречие, возникшее в новом законе о госзакупках – в нём значительно расширена возможность проводить закупки у одного поставщика, а для покупки газа и электроэнергии такая монопольная перспектива губительна.

С другой стороны в законе о госзакупках ограничены возможности по регулированию и контролю государством этого рынка. Ранее Министерство экономического развития и торговли Украины имело возможность вмешаться в процедуру государственных закупок, а если закупки проводились у одного участника, то они должны были согласовываться в министерстве. Теперь таких возможностей у уполномоченного министерства нет, оно больше не имеет возможности вмешаться в процедуру тендера. Это, безусловно, является благоприятным фактором для развития бизнес-климата и является примером дебюрократизации государственного аппарата.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.


Thanx: Radlix